Компьютерный анализ в шахматной композиции. Часть 4.

Компьютерные игровые программы очень сильны в открытых многофигурных позициях, в тактических осложнениях. А в закрытых позициях или позициях эндшпильного характера, доверять им нужно с осторожностью. Это же касается и проверки этюдов -  компьютерные программы могут неверно оценивать некоторые позиции и избирать ошибочные планы.

Например, слепое доверие компьютерным программам могло погубить следующий этюд.

Григорий Попов, “Проблемист Украины”, 2010, специальный почётный отзыв

                   выигрыш

Напрашивается движение пешки – a6 или c6. Но только к ничьей ведет –

1.c7? С:c7 2.a7 Кd7+ 3. Крf7 Кb6  4. К:c7 g5 5. Кd5 Кa8 6. К:f6  Крa6  ничья.

К победе ведёт движение второй пешки -

1. a7!  С:a7  2. c7 Кd7+ 3. Крg7!  Кb6 4. Кd6!  Крa4(грозило 5. Кс4+)  

Доминация – чёрные фигуры обездвижены, могут ходить только пешки f и g.

Белому королю остаётся только уничтожить эти пешки и вынудить чёрных ходить фигурами.

Но и белый король не может сразу побить пешки и идёт в обход их.

5. Крh6!  zz  (5. Кр:f6?   Кd5+!  = ;    5. Кр:g6?  Кd5!  6. c8Ф Кe7+ =)  5. …  f5  6. Крg5  f4  7. Крg4!(7. Кр:f4?  Кd5+  =)  g5  8. Крf3 

Забавно – белый король догнал и перегнал чёрные пешки f и g – напоминает игру “кошки-мышки”!

И теперь развязка этюда -   8. …  g4+   9. Кр:g4 zz Кр:a3   10. Кc4+  К:c4   11. c- выигрыш

Казалось бы всё верно, но компьютерная проверка поставила под вопрос корректность этюда.

Гудини советует чёрным на восьмом ходу сразу ходить 8... Кр:a3!

И теперь, если следовать первой линии компьютерного анализа, то получается такая игра -

  8... Кр:a3! 9. Кc4+ К:c4 10.c8Ф Кa5  11. Фc3+ Крa4 12. Фc2+ Крa3 13. Фd3+ Крb4 14. Фe4+ Крc5 15. Фe7+ Крb6

 16. Фb4+ (16. Ф:g5 Сb8 17. Фd8+ Сc7)  16... Крa6 17. a4 Сb6 18. Фb5+

        (18. Фe7 Крa7 19. Ф:g5 (19. Фe5 Сd8 (19... Кb3 20. Ф:g5 Сe3) 20. Фd4+ Сb6 21. Фd5 Сc7 22. Фc5+ Крb8 23. Фe7 Кc6  24. Ф:g5 Кe5+

         25. Крe2 f3+ 26. Крd2 Кc4+ 27. Крd1 Кe5) 19... Сc7)

18... Крa7 19. Ф:g5 Сc7 20. Фc5+ Крb8.

Возникает такая позиция –

 И Houdini и  Rybka оценивают эту позицию за белых выше 3,5, но пути к выигрышу не показывают, "топчутся" на месте. 

Если убрать белую пешку a4 и чёрную f4, то по 6-ти фигурным таблицам Налимова - ничья!

Похоже, что здесь крепость и даже белая пешка a4 не в состоянии помочь.

Вначале показалось, что таким образом, этюд погиб. Но потом, при внимательном просмотре, вызвало сомнение игра компа начиная с 11 хода. Программа почему-то стремится оттеснить черного короля в угол доски, которому того и надо - ведь там крепость!

Видимо она(программа) действует по алгоритму для обычного эндшпиля - гнать короля в угол и там пытаться матовать.

А здесь нужно играть по позиции, т.е. действовать наоборот - мешать чёрному королю уйти в угол и использовать разброс чёрных фигур.  Вернёмся к позиции  после 10. … Кa5 -

Здесь нужно играть не 11. Фc3+?, как советует комп,  а - 11. Фf5!  Крa4  12. Ф:g5  Сe3 и затем, ставя чёрных в цугцванг, подводом белого короля, белые вынуждают отдать и пешку f4.

Например - 13. Фd5  b6 (13. … Крb4 14. Крe4 Крa4 15. Крd3 +)  14. Крe4 Крa3 15. Крd3 Крb4 16. Фd6 Крb5

17. Крc3 Сc5(17. … Крa6 18. a4! +)   18. Ф:f4  и получается позиция –

по таблице Налимова здесь, (даже без  пешки a2!) белые ставят мат в 51 ход.

В одном из подвариантов играет и пешка a4.  11. Фf5  Крb4 12. Ф:g5  Сe3 13. Фd5 b6 14. Крe4 Кc4 15. Фd3 Крc5(грозило 16. Крd5)

16. Фc3 b5 17. a4! f3 18. Кр:f3 bc 19. Крe4 и белые  ставят мат в 24 хода.

 

В общем, если начиная с 11 хода играть за белых самому, по позиции, доверяя Houdini управлять только чёрными, то белые везде выигрывают.   Для любопытства, проверил  по таблице Налимова такую позицию -

Здесь белые ставят мат на 73(!) ходу.

Таким образом, этюд корректен и ход 8... Кр:a3 не спасает чёрных. А компьютерным программам безоговорочно доверять нельзя.

Короче, на Гудини надейся, а сам не плошай!

Яндекс.Метрика