Компьютерный анализ в шахматной композиции. Часть 2.

В первой части повествования о компьютерном анализе в шахматной композиции рассказывалось о попытках спасти 14-ходовку, в которой компьютерные программы раз за разом находили побочные решения. В последний момент пришла простая идея исправления задачи путём добавления чёрного коня. Вот эта версия -

Григорий Попов, “Шахматы в Белгороде”,  8/4/2015

#14                          7+9

Решение  -

1. Крd8   Ch2  2. Крc7   Cg1 3. Крc6  d4!  4. КрcCh2   5. КрdCg1   6. КрeCh 7. Л:dCg

8. ЛdCh2  9. КрdCg1  10. КрcCh2  11. КрcCg1 12. Кef1Ф 13. Кd5   Ф:f4, Cc5   14. Лe7#, Кc7#.

Но, оказалось, что и это не конец приключениям! Задачей заинтересовался молодой шахматный композитор из Чебоксар – Алексей Оганесян. Он задал эту задачу  программе Gustav 3.3 b.  Gustav искал решение 14 часов 16 минут и нашёл таки опровержение задачи! Вот новое побочное решение -

1. Лe7+ Крd6 2. Крf7 Сh2 3. Крf6 Сg1 4. Лe6+ Крc5 5. Крf5 Сh2  6. Крe5 Сg1 7. f5 d4

8. f6 d3 9. e2:d3 Сh2 10. d4+ Крb4 11. f7 Сg1  12. f8Ф+ Крa4 13. Лb6 Крa5 14. Фb4#.

Белые успевают за 14 ходов провести пешку f4 в ферзи и заматовать, а белый конь,  держит чёрные фигуры взаперти. Уже не видится другого способа исправления, кроме как снять первый ход решения, переставив белого короля на d8 и считать задачей 13-ходовку. Но не хотелось бы этого делать, возможно Алексей придумает, как спасти задачу в целом виде. Подождём.

 

Шахматный компьютерные программы реализуют разные алгоритмы решения.

Полным перебором всех возможных ходов в открытой многофигурной позиции можно добраться за приемлемое время(часов 10-20) максимум до 8-9 хода.

Показанная выше 14-ходовка носит закрытый характер, поэтому за 14 часов компу удалось её одолеть. Теперь рассмотрим такую 15-ходовку -

Григорий Попов, ЮК «Проблемист Украины-10», 2014, 4 приз

#15                    11+12

Современные компьютерные программы досчитаться в такой открытой многофигурной позиции полным перебором ходов не способны, даже если потратить на расчёт всю свою жизнь. Игровые программы выбирают в каждый момент для просчёта только несколько наиболее перспективных ходов, используя разные оценочные функции. Например, здесь Гудини и другие игровые программы будут просматривать в первую очередь ход со взятием чёрной ладьи – 1. К:d7 – это наиболее разумный, практичный ход с приобретением материала. И если идти таким путём 1. К:d7 Крd5 2. Кf4+ Крd4 3. К:g2 Кc6 , то при лучшей игре обеих сторон, белые смогут поставить мат на 16-м ходу. Но решение здесь на ход короче.

Во многих решательских программах есть упрощённый режим поиска решения. В этом упрощённом режиме за белых рассматриваются в первую очередь ходы с короткими матовыми угрозами. Например Gustav сможет решить в таком режиме эту задачу за пару секунд, так как все ходы белых несут угрозу мата в 1-2 хода.

Решение задачи.

Если бы не было пешек - h4 и h6, то белые ставили бы мат в 3 хода -

1.Лh8  ~  2. С:d7+  К:d7  3. Лc8#. Но как избавиться от этих пешек?!

Решать проблему этих пешек отправляется белый король.

1. Крb4(2. Кd8#, Кd4#)   Кd3+   2. Крc4  Кe5+   3. Крd4   Кf3+  4. Крe4(4. Крd3? e1К+!)   Кd2+  5. Крe5  Кf3+   6. Крf4

Белые грозят – 7. С:d7# и чёрные вынуждены шаховать пешкой-  6.   g5+ 7. hg  hg+

Пешек h4 и h6 не стало, теперь надо вернуться назад.

8. Крe4 Кd2+  9. Крd4   Кf3+ 10. Крc4  Кe5+ 11. Крb4   Кd3+ 12. Крb3 Кe5

и наконец, план  проходит -  13. Rh8   ~  14. С:d7+ К:d7  15. Лc8#

Гудини и другие игровые программы рассматривают такое решение с походом белого короля не в первую очередь, отдавая предпочтение ходам с приобретением материала.  Здесь же взятие чёрной ладьи происходит только на 14-м ходу и Гудини добраться до 27-го полухода способна только за сотни часов.

Есть, конечно и супермногоходовые задачи, которые “не по зубам” никаким компьютерным программам обозримого будущего.

Яндекс.Метрика